Взгляд экспертов

01 августа 2024

Исследование о сервисах для МСБ провела компания Frank RG

Аналитическая и консалтинговая компания Frank RG завершила исследование небанковских сервисов МСБ. Исследование выявляло, какие сервисы хочет видеть бизнес в экосистеме банка. Результаты показали, что клиентам МСБ нужны кастомизированные отраслевые решения.

«Предприниматели привыкли к экосистемам для физических лиц и хотят видеть аналогичную структура и для бизнеса. Для них важно, чтобы в предложении банка были сервисы, которые помогут закрыть им все бизнес-задачи. Со стороны банка важно обеспечить клиента этими наиболее востребованными услугами, предоставить качественный сервис и бесшовный процесс подключения»

izmhvq3v9joh426bdpy5l7n6bq2eve87-min.jpg

Дмитрий Новоченко

Старший проектный лидер Frank RG

В рамках исследования «Небанковские сервисы для малого бизнеса 2024» компания Frank RG изучила:

  • российский и зарубежный опыт в области небанковских сервисов для МСБ (кабинетное исследование)
  • клиентские пути компаний микро и малого бизнеса при подключении небанковских сервисов в восьми российских банках: Альфа-Банк, ВТБ, Газпромбанк, МТС-Банк, ПСБ, СберБанк, Т-Банк, Точка (Mystery Shopping)
  • качество консультаций новых клиентов онлайн (в контакт-центре и на сайте) и офлайн (отделение) по вопросам открытия расчетного счета и подключения дополнительных небанковских сервисов
  • удобство интерфейсов витрин небанковских сервисов в мобильных приложениях для бизнеса (UX-тестирование ДБО)
  • голос клиента по теме нефинансовых сервисов (опрос предпринимателей и глубинные интервью с представителями МСБ)
  • мнение экспертов рынка — руководителей департаментов небанковских сервисов банков (экспертные интервью)
  • стоимость использования и тарифы небанковских сервисов
  • экосистемы, которые являются конкурентами банков на рынке сервисов для бизнеса: маркетплейсы Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет и площадки с сервисами для бизнеса: ВКонтакте, Ростелеком (Mistery shopping)

Аналитики Frank RG делятся основными выводами:

1. Небанковские сервисы являются одним из факторов выбора банка для клиентов

По результатам опроса Frank RG, 72% клиентов банков сегмента МСБ сказали, что предпочли бы обслуживаться в банке, который предоставляет как финансовые, так и нефинансовые услуги. 52% клиентов нужна банковская экосистема с большим количеством разнообразных сервисов. Только 28% клиентов хотят обслуживаться в банке, специализирующемся исключительно на предоставлении финансовых услуг и сервисов.

2. Банки монетизируют клиентов с помощью небанковских сервисов

Несмотря на то, что юридические лица относятся к высокомаржинальным клиентам, на рынке наблюдается тенденция к снижению средних чеков, которые бизнес платит за обслуживание в банках. На этом фоне наличие небанковских сервисов позволяет банкам получать дополнительный комиссионный доход с клиентов сегмента МСБ.

3. Бесшовный клиентский путь становится правилом хорошего тона

Участники рынка могут по-разному наполнять свои экосистемы. Кто-то делает это через разработку своих сервисов, кто-то через партнерства или используя смешанный подход. Однако в обоих случаях клиенты ожидают, что сервисы будут полностью встроены в интернет-банк и/или мобильное приложение и им будет предоставлена компетентная поддержка в чате банка. Пока эта практика характерна для наиболее развитых банковских экосистем для бизнеса.

4. Банки внедряют ИИ в свои сервисы

Банки адаптируют искусственный интеллект и нейронные сети как под свои нужды, так и под нужды бизнеса, который они обслуживают. ИИ уже используют в чат-ботах, прогнозировании рисков, принятии решений о выдаче кредитов и т.д. Также участники рынка говорят о готовящемся выходе новых продуктов для бизнеса на базе искусственного интеллекта.

5. Клиентские менеджеры не предлагают небанковские сервисы при открытии счета

Клиентские менеджеры мало осведомлены о небанковских сервисах и это приводит к тому, что клиенты не знают об имеющихся в предложении их банка сервисах. 

Антон Купринов, исполнительный директор Московского гарантийного фонда, комментируя результаты исследования Frank RG, отметил:

«Фонд всегда внимательно следит за исследованиями FRANK RG по тематике МСБ. В части допуслуг для МСБ скажу, что банки-участники госпрограмм могут предложить предпринимателям ставки лучше рыночных. А участники гарантийной программы расширяют круг своих заемщиков, за счет того, что встраивают поручительства гарантийных фондов в кредитные сделки там, где у предпринимателей не хватает обеспечения или залога. Кроме того, банки фактически выполняют роль фронт-офисов госпрограмм и помогают клиентам разобраться с условиями и критериями мер поддержки. На мой взгляд, это конкурентное преимущество для банка, а для клиента – весомый фактор в пользу лояльности. Сегодня значительная доля сделок у нас в Фонде уже идет с участием ИИ – это удобно всем сторонам сделок, но будущее покажет их качество».

Фото

Антон Купринов

Исполнительный директор Московского гарантийного фонда

Полную версию исследования Frank RG «Небанковские сервисы для малого бизнеса 2024» можно приобрести здесь

Поделиться