«Предприниматели привыкли к экосистемам для физических лиц и хотят видеть аналогичную структура и для бизнеса. Для них важно, чтобы в предложении банка были сервисы, которые помогут закрыть им все бизнес-задачи. Со стороны банка важно обеспечить клиента этими наиболее востребованными услугами, предоставить качественный сервис и бесшовный процесс подключения»
Дмитрий Новоченко
Старший проектный лидер Frank RG
В рамках исследования «Небанковские сервисы для малого бизнеса 2024» компания Frank RG изучила:
- российский и зарубежный опыт в области небанковских сервисов для МСБ (кабинетное исследование)
- клиентские пути компаний микро и малого бизнеса при подключении небанковских сервисов в восьми российских банках: Альфа-Банк, ВТБ, Газпромбанк, МТС-Банк, ПСБ, СберБанк, Т-Банк, Точка (Mystery Shopping)
- качество консультаций новых клиентов онлайн (в контакт-центре и на сайте) и офлайн (отделение) по вопросам открытия расчетного счета и подключения дополнительных небанковских сервисов
- удобство интерфейсов витрин небанковских сервисов в мобильных приложениях для бизнеса (UX-тестирование ДБО)
- голос клиента по теме нефинансовых сервисов (опрос предпринимателей и глубинные интервью с представителями МСБ)
- мнение экспертов рынка — руководителей департаментов небанковских сервисов банков (экспертные интервью)
- стоимость использования и тарифы небанковских сервисов
- экосистемы, которые являются конкурентами банков на рынке сервисов для бизнеса: маркетплейсы Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет и площадки с сервисами для бизнеса: ВКонтакте, Ростелеком (Mistery shopping)
Аналитики Frank RG делятся основными выводами:
1. Небанковские сервисы являются одним из факторов выбора банка для клиентов
По результатам опроса Frank RG, 72% клиентов банков сегмента МСБ сказали, что предпочли бы обслуживаться в банке, который предоставляет как финансовые, так и нефинансовые услуги. 52% клиентов нужна банковская экосистема с большим количеством разнообразных сервисов. Только 28% клиентов хотят обслуживаться в банке, специализирующемся исключительно на предоставлении финансовых услуг и сервисов.
2. Банки монетизируют клиентов с помощью небанковских сервисов
Несмотря на то, что юридические лица относятся к высокомаржинальным клиентам, на рынке наблюдается тенденция к снижению средних чеков, которые бизнес платит за обслуживание в банках. На этом фоне наличие небанковских сервисов позволяет банкам получать дополнительный комиссионный доход с клиентов сегмента МСБ.
3. Бесшовный клиентский путь становится правилом хорошего тона
Участники рынка могут по-разному наполнять свои экосистемы. Кто-то делает это через разработку своих сервисов, кто-то через партнерства или используя смешанный подход. Однако в обоих случаях клиенты ожидают, что сервисы будут полностью встроены в интернет-банк и/или мобильное приложение и им будет предоставлена компетентная поддержка в чате банка. Пока эта практика характерна для наиболее развитых банковских экосистем для бизнеса.
4. Банки внедряют ИИ в свои сервисы
Банки адаптируют искусственный интеллект и нейронные сети как под свои нужды, так и под нужды бизнеса, который они обслуживают. ИИ уже используют в чат-ботах, прогнозировании рисков, принятии решений о выдаче кредитов и т.д. Также участники рынка говорят о готовящемся выходе новых продуктов для бизнеса на базе искусственного интеллекта.
5. Клиентские менеджеры не предлагают небанковские сервисы при открытии счета
Клиентские менеджеры мало осведомлены о небанковских сервисах и это приводит к тому, что клиенты не знают об имеющихся в предложении их банка сервисах.
Антон Купринов, исполнительный директор Московского гарантийного фонда, комментируя результаты исследования Frank RG, отметил:
«Фонд всегда внимательно следит за исследованиями FRANK RG по тематике МСБ. В части допуслуг для МСБ скажу, что банки-участники госпрограмм могут предложить предпринимателям ставки лучше рыночных. А участники гарантийной программы расширяют круг своих заемщиков, за счет того, что встраивают поручительства гарантийных фондов в кредитные сделки там, где у предпринимателей не хватает обеспечения или залога. Кроме того, банки фактически выполняют роль фронт-офисов госпрограмм и помогают клиентам разобраться с условиями и критериями мер поддержки. На мой взгляд, это конкурентное преимущество для банка, а для клиента – весомый фактор в пользу лояльности. Сегодня значительная доля сделок у нас в Фонде уже идет с участием ИИ – это удобно всем сторонам сделок, но будущее покажет их качество».
Антон Купринов
Исполнительный директор Московского гарантийного фонда