— Виктория Тарасовна, расскажите, пожалуйста, как Вам пришла идея, открыть английскую школу?
—10 лет тому назад мы открыли детский сад «Дети мира». В то время очень остро стояла проблема нехватки детских садов в Москве. Мы хотели создать детское учреждение, в котором вся работа строилась бы только на английском языке. Дело в том, что ранний возраст – это сензитивный период, когда можно выучить язык очень быстро. Дети его учат как родной язык, без какой-либо зубрешки вовремя совместной деятельности, в играх, танцах и песнях. Очень хорошо его усваивают и отлично копируют произношение. В итоге дети говорят без какого-либо акцента. Достичь такого результата в более позднем возрасте и сложно, и дорого. Поэтому выпускники нашего садика шли в школу полностью билингвальными.
Выстроенная нами система детсадовского образования давала очень хорошие результаты. Таких садов было мало. Поэтому к нам буквально стояла очередь. Многие родители сожалели, что после детского сада не было продолжения подобной системы обучения. Фактически, создание школы шло от потребности родителей в продолжении дальнейшего обучения детей. Ну и кроме того, со временем, стал большой выбор детских садов, и теперь они не так востребованы, как ранее.
— С каким проблемами Вы столкнулись на пути открытия школы?
— Было много проблем. Во-первых, для открытия школы нужно именно школьное здание. По требованиям СанПина даже приспособить какое-то неспециализированное здание под школу невозможно. К тому же, школа должна иметь большой участок земли. Найти здание, подходящее по всем нормам и критериям, очень сложно. Нам удалось через Департамент города Москвы по конкурентной политике арендовать школу по льготной ставке 1 рубль за квадратный метр.
Во-вторых, здание естественно требовало ремонта. Это огромная инвестиция. Школы и детсады функционируют в рамках НКО. Найти такие деньги самостоятельно не представлялось возможным. Более того, банки финансируют некоммерческие организации (НКО) крайне неохотно, требуя огромные залоги.
Нашего имущества было недостаточно для залогового обеспечения на получение кредита. В этот момент нам помог Фонд содействия кредитования малого бизнеса Москвы. Фонд выступил поручителем по проекту и закрыл залоговое обеспечение на 70%. Благодаря Фонду мы получили необходимый кредит и смогли открыть Московскую международную школу науки и технологии – TheEnglishSchoolofScienceandTechnology.
— На сайте Московской международной школы науки и технологии (English School of Science - ESS) дается информация, что школа готовит своих учеников к поступлению в лучшие Университеты мира. Школа аккредитована на международном уровне?
— "TheEnglishSchoolofScience" аккредитована при Департаменте образования Великобритании и имеет лицензию Департамента образования города Москвы.Полностью следуем программе образования школ Великобритании. Поскольку мы официально работающая английская школа на территории РФ, все тесты и внутренние документы одобрены комиссией из Великобритании, которая в том числе запрашивает информацию о наших учителях. Каждые два года комиссия приезжает к нам и может затребовать любую информацию, начиная с дипломов наших учителей, заканчивая журналами и контрольными работами учеников.
Все экзамены и тесты мы получаем в запечатанном марочном конверте напрямую из Великобритании, распечатываем в строго определенное время и в присутствии строго определенных людей. Дети пишут экзамены, мы опять их упаковываем в конверты и отправляем обратно. Квалификационные аттестаты учащиеся точно также получают из Великобритании. По окончанию обучения, наши ученики получают дипломы, такие же дипломы, как выпускники в Великобритании. В этом ценность и особенность образования в нашей школе. Диплом котируется во всем мире, в том числе и в России.
Чтобы дать детям специализированное образование, всех учителей мы привозим из Великобритании. Это отдельная трудоемкая работа. Поэтому стоимость обучения в нашей школе высока. Это ограничивает количество учащихся. Надеемся, что в перспективе развития сможем предоставлять стипендии талантливым ученикам. Многое хочется реализовать, но пока мы в начале пути.
— TheEnglish School of Science заявлена как школа с системой образование по системе STEM. Второй школы с расширением STEMв России пока не существует. Расскажите подробнее, что это означает?
— В Москве несколько международных х школ, но все они работают в области гуманитарных наук, в них хорошо учат английскому языку и литературе. Физико-математических школ нет. Более того, физика, математика, информационные технологии и в целом точные науки –это слабая сторона международных школ. Многие английские школы работают уже десятилетия и результаты их работ уже видны. После этих школ поступить в какой-то технический университет практически невозможно, необходимо дополнительная подготовка. Поэтому наша школа сразу выбрала данное направление. Английский термин «STEM» образован от сокращения английских слов Science (естественные науки), Technology (технология), Engineering (инженерия) и Mathematics (математика) и подразумевает все области знания под зонтиком естественных наук, инженерии и математики. STEM- весьма развитое направление на Западе. Это не только углубленное изучение этих предметов, но в тоже время больше практики. Школа строго придерживается конвергентного подхода в методике обучения: вместо изучения физики, математики, химии, биологии, компьютерных технологий и конструирования, как отдельных школьных предметов, учебный план школы интегрирует их в единую учебную парадигму. Мы предоставляем нашим ученикам возможность на практике применить полученные знания через большое количество межпредметных проектных работ, исследовательскую деятельность, решая реально существующие мировые проблемы, а также участие в международных школьных олимпиадах и конкурсах.
Дети выполняют много лабораторных и проектных работ. Мы специально вывозим наших учеников в лаборатории, если у нас не хватает своего оборудования. Это дает ученикам чувство уверенности в себе, дает возможность почувствовать себя инженерами и великими учеными. Это стимулирует их интерес к учебе. Всю теорию они подкрепляют сразу практикой. Дети работают руками и видят результат.
Помимо естественных наук, точно также развиты и гуманитарные науки. Есть определенное обязательное количество учебных часов, которое необходимо, чтобы ученик получил достаточно крепкие знания и успешно сдал экзамены на аттестат зрелости. Для физико-математических наук нужны дополнительные часы. Например, старшие классы сдают высшую математику. Кроме того, у нас достаточно много часов выделяется на программирование. Наши старшеклассники пишут программы с чистого листа. У них достаточно высокий уровень программирования на этапе обучения в старших классах. По окончанию школы у наших учеников достаточно навыков, чтобы уже работать.
Ученики пишут игры, делают сайты. Процесс для них весьма интересный. Дети начинают друг перед другом хвастаться: я вот такую программу написал, а я вот такую игру. Это рождает задор и здоровую конкуренцию, что обеспечивает дополнительный интерес к обучению. Вообще очень интересно за ними наблюдать. Несмотря на то, что TheEnglish School of Science- английская школа, мы всегда на уроках знакомим учеников с историей, культурой и географией России, особенностями климата, важными историческими вехами, достижениями наших ученых и выдающихся людей.
— Виктория Тарасовна,TheEnglish School of Science – специализированная школа, с достаточно дорогой стоимостью обучения. Если не секрет, кто Ваши ученики? И с какого возраста идет набор в школу?
Здесь учатся дети сотрудников крупных международных компаний: British Petroleum, KPMG, Bayerи многие другие.
Много иностранных детей из Европы, Китая и Японии. В этих странах традиционно ценят именно техническое образование. При этом, все наши дети очень дружны между собой.
Вообще наши ученики хоть и из разных стран, никогда не делятся по национальному признаку, а общаются все вместе, вместе работают в Студенческом совете, готовят различные мероприятия, участвуют в соревнованиях и конкурсах. Школа целенаправленно способствует созданию дружного многонационального коллектива учеников (и учителей), мы организуем много мероприятий направленных на это.
Поступление в школу с 5 лет. Дошкольная группа принимает детей с 3х лет, чтобы в раннем возрасте детки выучили язык и дальше спокойно им владели.
— У входа в школу огромная доска с фотографиями детей и приглашениями на внеклассные занятия. Неужели у учеников остается еще время на дополнительные занятия?
Маленькие дети так устроены, что чем с ними занимаешься, такие способности у них и развиваются. Наши дети – маленькие труженики. Все их время организовано так, что они чем-то заняты. При этом, ученики не воспринимают свою занятость как работу, привыкают проводить время целенаправленно и потом идут в таком ритме по жизни дальше. Очень самостоятельные и целеустремленные.
Наши учителя-англичане любят, чтобы дети были заняты, все время подкидывают какие-то идеи, предлагают какие-то игры и проекты.
Поскольку родителям сложно возить детей, да еще после школы, часто через всю Москву на факультативные занятия, мы приглашаем педагогов по интересующим детей и их родителей направляем к нам в школу для проведения факультативных занятий: музыка, единоборства, хореография, китайская гимнастика цигун, творческая мастерская. Для это у нас оборудованы специальные залы и кабинеты в школе. Мы стараемся максимально все организовать на базе школы.
— Сколько человек в классах?
По Уставу в каждом классе должно быть не более 16 учеников. В младших классах как раз такое количество. В старших в среднем по 7 - 8 человек в классе, что позволяет практически индивидуально заниматься с преподавателями.
В прошлом году наш 10 класс писал первые государственные экзамены Великобритании. Все ребята написали исключительно хорошо, было много наивысших оценок. Это достигнуто тем, что фактически с ними целый год занимались по индивидуальному плану.
В этом году наши ученики будут сдавать остальные экзамены (I)GCSE(аналог ОГЭ), но в своем большинстве старшеклассники планируют остаться в школе еще на 2 года, чтобы сдать у нас же экзамены ALevels(аналог российского ЕГЭ).
— У школы свой мир, в котором дети проводят почти все время. Но насколько они адаптированы к реальности вне школы?
Важную роль в жизни и деятельности школы играет благотворительность. Мы стараемся всегда поддержать какие-то хорошие проекты. Во-первых, участвуем в акции: вместо цветов учителям 1 сентября, помогаем семьям нуждающихся. Ближе к Рождеству дети поздравляют детей из детских домов, собираем деткам без родителей подарки. На 9 мая мы поздравляем ветеранов. Участвуем в акции помощи ветеранам, которые живут в домах престарелых. Мы хотим, чтобы дети понимали, что, если они живут хорошо, рядом живут люди, которые нуждаются. Всегда нужно чувствовать ответственность и благодарность. Важная задача школы - вырастить социально-ответственных граждан.
— Виктория Тарасовна, когда шла к Вам на интервью очень удивилась, что Ваш кабинет находится на первом этаже рядом со входом в школу. Немного не привычно такое для наших реалий.
— Я занимаюсь организационными вопросами, поэтому кабинет на первом этаже у входа. Чтобы быть в курсе всего, общаться с детьми и родителями. В нашей школе другая атмосфера. Образование в России очень закрытое. Англичане работают иначе и очень гордятся совей системой образования. Это еще один опыт, который мы переняли у школ Великобритании. Наши учителя ставят парты так, чтобы сидеть рядом с детьми. С детьми важно разговаривать. Дети должны уметь мыслить и излагать свои мысли. В начальных классах есть норматив: до 70% учебного времени разговаривают дети, а учитель направляет их мысль, подсказывает темы для обсуждения.
В нашей школе считается, если в классе тихо, то что-то идет не так. Все время должна звучать речь. Каждый ученик должен максимально активно участвовать в уроке, пробовать сам «додуматься» до решения проблемы или «сам сделать открытие». Такой активный подход дает детям возможность практически на каждом уроке испытать чувство успеха, стимулирует творческое мышление и подводит к мысли, что это они сами додумались до важных решений и самостоятельно сделали важные выводы. Хотя конечно же к этим идеям их подводит учитель.
В итоге, практически до 80% учебного материала выучивается на уроке. Малая часть остается на работу дома. Домашние задания конечно есть, но они тоже другие. Не такие как в обычных школах в России - более творческие и самостоятельные работы или в случае подготовке к контрольным, повторение пройденного материала. Домашние задания не такие объемные и не предполагают участия родителей. Дети все делают самостоятельно.
— Как строится распорядок учебного дня?
— Стандартный урок длится 50 минут. Перемены 2-3 минуты, этого достаточно, чтобы перейти из класса в класс. Есть только две большие перемены: на завтрак 30 минут после первого урока и целый час -перерыв на обед. Обедают они в среднем 20 минут, потом в обязательном порядке выходят на улицу. На улице с ними обязательно присутствуют учителя, участвуют в играх, предлагают интересные занятия. Дети за это время переключаются полностью и возвращаются в школу свежие, полны сил и готовые дальше работать. Уроки длятся с 8.30 до 15.30. При этом в конце дня дети остаются вполне трудоспособными. Производительность не снижается за счет баланса обучения и отдыха.
Виктория Тарасовна