По всем вопросам:  +7 (495) 967-19-49
Вернуться к списку новостей

Интервью исполнительного директора Фонда аналитическому агентству RAEX

«Сегодня у нас качество портфеля очень хорошее: при уровне дефолтности по рынку 14–15%, у нас всего 1–2%»

— Каковы основные итоги деятельности вашего фонда по итогам прошлого года?

— Фонд завершил 2018 год с историческим рекордом: поручительства выданы в объёме около 14 млрд рублей, что позволило нашим клиентам, — малым и средним московским компаниям, — получить в банках почти 23 млрд рублей. Это на 14% лучше результатов 2017 года, при том что и 2017 год более чем в 3 раза превосходил 2016 год. Всего с момента запуска программы государственной гарантийной поддержки малый бизнес Москвы получил свыше 137 млрд рублей кредитов и гарантий.

— Какие основные положительные и отрицательные тенденции вы бы отметили как наиболее важные?

— Итоги последних 2 лет демонстрируют устойчивую тенденцию к росту объёмов нашей поддержки и в целом роста гарантийной поддержки в стране. Фонд стали лучше знать и сами предприниматели, и наши партнеры. Пришли опыт и взаимопонимание. Это сказалось на качестве и структурированности сделок. Если количество поручительств у нас сохраняется последние годы на уровне 800–1000 сделок в год, то средний чек вырос в разы: сегодня это 16 млн рублей, а несколько лет назад было только 5–6 млн рублей. Наши партнеры приносят к нам гораздо более интересные и сложные сделки, в том числе инвестиционные, где требуются тщательный анализ, оценка и прогнозирование.

Данные ЦБ свидетельствуют о восстановлении рынка кредитования МСП после минимальных показателей 2014–2016 гг., ведущую роль в этом процессе играют крупнейшие банки из Tоп-30. Они лидируют по выдаче новых кредитов и по качеству портфеля.

Среди негативных факторов отмечу выбывание из банковских рядов небольших банков, которые традиционно работали в сегменте МСП и применяли индивидуальный подход.

— Как за последний год изменилось качество кредитного портфеля, сформированного под гарантии фонда? С чем это связано? На конференции «Финансы растущему бизнесу» весной 2017 г. вы говорили, что повышению качества портфеля способствует поступательный переход заёмщиков на «нормальную», а не управленческую отчётность — этот процесс продолжается?

— Сегодня у нас качество портфеля очень хорошее: при уровне дефолтности по рынку 14–15%, у нас всего 1–2%. Это даже ниже расчётного показателя по максимально возможному объёму выплат при имеющемся капитале. Нужно сказать, что лидеры в работе с нами — крупнейшие банки, а они за последнее время «почистили» портфели, отстроили системы кредитного анализа и научились работать с сектором МСП. Должен отметить, например, очень высокое качество сделок со Сбербанком, который в нашем портфеле занимает треть.

Продолжается процесс жёсткой конкуренции банков за хорошего клиента, сегодня такие компании получают десятки предложений, могут выбирать кредитора. При этом в целом прозрачность сегмента МСП остается низкой, многие компании продолжают работать в «сером» сегменте, иногда предоставляя управленческую отчётность.

Думаю, в целом государство и кредиторы заинтересованы в «обелении» сектора МСП. Надеюсь, что мы также вносим свою лепту в этот процесс. Ведь мы проверяем клиента на предмет соответствия реальной и заявленной выручке, и не любим случаи необоснованного вывода денег из бизнеса. Неуплата налогов или предыдущие банкротства с неоплаченными долгами также играют в фонде роль стоп-факторов при оценке клиента.

— Государство заявляет об увеличении гарантийной поддержки, но каковы источники, сроки, необходимые меры для реализации этой цели?

— Говоря о перспективах роста гарантийной поддержки, надо учитывать следующее: сегодня при капитале нашего фонда около 10 млрд рублей, действующий портфель поручительств составляет около 20 млрд рублей. Соответственно, в банках под поручительства фонда действуют обязательства на 34–35 млрд рублей. Увеличивать дальше нагрузку на капитал рискованно — ведь мы имеем дело с МСП, а этот сектор пока не отличается финансовой устойчивостью, и никто не даст гарантий на будущее, что произойдёт завтра с заёмщиками, которые сегодня выглядят надёжными.

Сделки с нашим участием занимают 3–4% в объеме кредитования МСП в Москве. Фактически пределы роста помощи гарантийного фонда ограничены размером его капитала. Поэтому, если стоит задача дальнейшего наращивания нашего портфеля, то необходимо системно решать вопрос с докапитализацией. А портфель кредитов МСП по Москве порядка 1 трлн рублей. Чтобы влиять хотя бы на 10% рынка, наш капитал должен быть существенно больше. Собственно, это касается всех гарантийных фондов и системы в целом.

— Насколько результаты деятельности фонда близки к целевым показателям?

— Целевые плановые показатели для фонда определяет наш учредитель — Правительство Москвы в лице Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы, а также Корпорация МСП. Главные из них связаны, конечно, с объёмом выдачи поручительств и помощью МСП, но есть и другие показатели — например, объём совместных сделок с Корпорацией МСП. Все показатели фонд ежегодно успешно выполняет. Надеюсь, что и 2019 год не будет исключением.

По данным Корпорации МСП, на Москву приходится треть совокупной гарантийной поддержки всех региональных фондов в стране.

— Как за последнее три года менялась отраслевая принадлежность обращавшихся в фонд за поддержкой (в том числе и тех, кому было отказано)? Каким образом коррелируется выдача гарантий с политикой Правительства Москвы по диверсификации столичной экономики, повышению в ней доли наукоемких, высокотехнологичных производств?

— Среди получателей гарантийной поддержки в 2018 году преобладали малые компании — 49%; доля микрокомпаний составила 44%; средних компаний — 7%.

В отраслевом разрезе в 2018 году по-прежнему лидировала торговля — 53%. Но 3 года назад доля торговли доходила и до 70%, сейчас же она снизилась за счет расширения нашей работы с предприятиями других отраслей. Так, доля приоритетных отраслей (производство, транспорт и связь, здравоохранение, инновации, строительство, образование) — 31%, иные отрасли, в том числе услуги – 16%.

Сектор МСП в Москве очень разнообразен. В нашем портфеле есть компании практически из всех отраслей, где трудится малый бизнес.

Особое внимание мы уделяем, конечно, высокотехнологичным, наукоёмким предприятиям, локализованным в московских технопарках. Есть сделки, которые мы делали по ним совместно с Московским фондом поддержки промышленности и предпринимательства, выдающим льготные займы под 2–5% годовых. Например, могу назвать среди таких получателей комплексной городской поддержки производителей изделий для микроэлектроники, реагентов для ДНК-анализов, высокоточных приборов, искусственных кристаллов и других.

Примечательно, что каждая пятая сделка в фонде — с МСП, выполняющими госзаказ. Они поставляют питание в школы и садики, медикаменты и оборудование в учреждения здравоохранения, занимаются уборкой, благоустройством, озеленением и другими важными городскими задачами. Особенно нам нравятся истории, когда компания попробовала себя в маленьких заказах и, наконец, выиграла большой — вот здесь мы и готовы прийти на помощь, подставить плечо и дать обеспечение для кредитования. Также часто участникам госзаказа требуются поручительства по банковской гарантии, которые позволяют им не «замораживать» собственные средства в момент, когда они требуются на исполнение заказа.

— Для каких целей предприниматели пользуются поручительствами? Чем сделки с поручительством отличаются от обычных кредитов?

— Для наших банков-партнёров поручительство фонда существенно снижает риск кредитования заёмщиков МСП, делает сделки обеспеченными. С поручительствами фонда МСП привлекают финансирование на лучших условиях, чем в среднем по рынку, и на более длительные сроки. Так, в портфеле фонда на краткосрочные сделки до 1 года приходится только 7%. 67% поручительств выдано на срок от 1 до 3 лет, 18% — на 3–5 лет и 8% — на срок свыше 5 лет.

Предприятиям требовалась помощь фонда для кредитования на пополнение оборотных средств — 70% объёма как по выдаче новых поручительств, так и по портфелю. Также поручительства требовались для кредитов на приобретение основных средств, рефинансирование и прочие нужды.

— Какие из новых продуктов фонда вам представляются наиболее перспективными (например, поручительства по аккредитивам и факторингу)? О каких масштабах здесь может идти речь? Каковы итоги деятельности фонда по лизинговым и факторинговым проектам? С какими трудностями пришлось столкнуться при их запуске и реализации? Каких результатов удалось достичь? Какие новые направления деятельности вы рассматриваете?

— В нашем портфеле есть несколько сделок с поручительством по лизингу. Наша помощь особенно оправданна, когда предприниматель хочет приобрести в лизинг неликвидное оборудование. Без нашего участия лизинговые компании вряд ли стали бы принимать на себя такой риск.

В конце 2018 года мы сделали первую сделку с поручительством по факторингу, где поручительство фонда закрыло риск неисполнения условий платежа по сделке. Примечательно то, что данную сделку мы провели с IT-компанией, хотя обычно факторинг применяется в торговых операциях при поставках товаров для сетей-покупателей из Топ-100. Но «пилотное» поручительство гарантийного фонда показало: схему факторинга можно не только расширить на компании малого бизнеса, но и эффективно использовать для финансирования высокотехнологичных IT-компаний.

Ещё один наш новый продукт, — поручительство по аккредитиву, — также запущен в декабре 2018 года. Он фактически позволяет заёмщику вместо депозита использовать поручительство для оформления аккредитива. Такую первую сделку мы провели совместно с банком «Возрождение» для поставки импортного аэродромного оборудования.

В наших планах на 2019 год — во-первых, сохранить достигнутый уровень объёма портфеля фонда и не потерять темпы. Во-вторых — разнообразить наш портфель сделками по новым продуктам, мы с ними готовы работать в индивидуальном порядке. Хотя, конечно, нашим наиболее востребованным продуктом будет, — да и должно оставаться, — поручительство по кредиту. Кстати, обратиться за поручительством к нам можно через банки-партнёры, либо можно подать заявку непосредственно в фонд или через Центры услуг для бизнеса.

Источник: RAEX
Вернуться к списку новостей