По всем вопросам:  +7 (495) 967-19-49
Вернуться к списку историй
ОКТОПАС - производство косметики
www.elian-group.ru

Спикер: Загуменный Игорь Леонидович, учредитель и генеральный директор ООО «Октопас»
Декабрь, 2023

— Чем занимается компания «Октопас»?

— Компания «ОКТОПАС» разрабатывает и производит косметическую продукцию для контрактных заказчиков с их собственными торговыми маркам. Если на этикетках косметики указан производитель ООО «ОКТОПАС», то это мы. Также выпускаются и свои собственные торговые марки косметики, которые поставляет на рынок Российской Федерации и других стран. Назову для примера несколько наших торговых марок. «Elian» — это бренд декоративной косметики, который присутствует на рынке России уже 5 лет, также мы его поставляем на экспорт. Наша торговая марка «Yolo» - это ногтевая косметика миддл-класса, которую мы начали производить в 2023 году, поставляем ее в косметические сети и на интернет-площадки пока только в России. Также в нашей линейке ногтевая косметика торговых марок «Tint me», «Stax», «Lyon» , «Nail Smith», продающаяся на полках магазинов по ценам, доступным широкому кругу потребителей.

ООО «ОКТОПАС» разрабатывает и производит косметические массы и готовую продукцию в категории декоративной косметики, включающей косметику для макияжа лица, глаз, губ, ногтей. Производственная площадка расположена в селе Мишутино городского округа Сергиев Посад в Московской области.
Уровень качества и безопасности продукции обеспечивается соответствием международным стандартам ISO 9001:2008 (система менеджмента качества) и GMP ISO 22716-2013 в области косметики. Аудиты на соответствие стандартам проводятся специализированными европейскими компаниями, имеющими столетнюю историю и репутацию.
Заказчиками и покупателями продукции являются владельцы и дистрибьюторы торговых марок косметики, оптовые фирмы, косметические розничные сети, интернет-площадки.

— Как начинался ваш предпринимательский опыт?

— Я по образованию инженер. В 90-е годы на зарплату инженера было стало практически невозможно обеспечивать семью, в то же время открылись возможности для предпринимательства, поэтому решил заняться бизнесом. Единственно доступным видом предпринимательства была торговля, пробовал продавать одежду, запчасти, продукты гигиены, косметику. Со временем у меня появился азиатский партнер, у нас появилось совместное предприятие, которое занималось только оптовыми поставками косметики в Россию. На начальном этапе инвестировал деньги в бизнес от продажи квартиры. Дело пошло достаточно успешно. Через какое-то время мы организовали небольшое производство в Сергиев Посаде на арендованной площадке. По прошествии времени наши интересы разошлись, и мы с партнером решили разделить доли бизнеса; так производственная часть бизнеса оказалась у меня. В те годы наше производство занималось только ногтевой косметикой, больше ничего другого не делали, кроме лаков для ногтей и средств по уходу за ногтями. С развитием компании, постепенно добавлялись другие продукты, технологии, появилось контрактное производство. Так мы пришли к тому, что имеем сейчас.

— Как устроен косметический рынок? И какое место на нем занимаете?

— Косметический рынок, и в России, и во всем мире делится на четыре большие группы товаров. Первая группа — это парфюмерная продукция: духи, одеколоны, дезодоранты. Вторая группа – средства ухода за кожей лица и тела — это кремовая продукция. Третья группа – средства ухода за волосами: шампуни, кондиционеры. И, четвертая группа — декоративная косметика, или косметика для макияжа.

Декоративная косметика включает в себя более 30 категорий товаров, которые тоже можно подразделить на четыре группы: макияж лиц, макияж губ, макияж глаз, макияж ногтей. И каждая группа содержит довольно тоже большое количество наименований продукции, например косметика макияжа лица включает тональную основу, прессованную пудру, праймеры, консилеры, хайлайтеры, румяна. И примерно так же в каждой другой группе декоративной косметики – несколько видов продукции.

Структура рынка косметики довольно сложная, он включает участников оптовой и розничной торговли, производителей сырья и материалов, производителей упаковки для косметики, владельцев и дистрибьюторов торговых марок, разработчиков формул и формул косметических масс. Возможно, что как раз из-за сложности рынка и многообразия технологий, на рынке России не так уж много производителей декоративной косметики. Квалифицированных профессиональных производственных компаний в этой категории в России может быть 5–6, а вместе с небольшими не больше 15. В Китае, для примера, их десятки тысяч, в Италии несколько сотен.

Мы делаем все виды продукции для декоративной косметики, но сосредоточены мы в большей степени изделиях для макияжа лица, губ, ногтей. Хотя остальные мы тоже успешно делаем. В группе ногтевой косметике мы одни из старейших и опытных производителей в России, обеспечивая наилучшее соотношение цены и качества продукции.

— Какова сегодня структура компании «Октопас»?

— Структура компании «Октопас» довольно классическая. У нас есть отдел маркетинга, который определяет, что производить, какого уровня качества, для какого потребителя, по каким ценам и где продавать. Есть отделы продаж, бюджетирования, планирования, учета, логистики, закупок, качества. И, конечно, наша производственная площадка со службами складов, доставки, контроля, производственными цехами, инженерной службой, отделами снабжения, закупок, транспортом.

— Что собой представляет производство? Каков масштаб?

— Производственная площадка находится недалеко от города Сергеев Посад Московской области. Непосредственно производственных площадей около 1,6 тысяч метров. И порядка 2,5 тысяч метров складских и вспомогательных площадей. Сегодня в месяц мы выпускаем от 1,2 миллионов до 1,5 миллионов единиц продукции. Технологически производство косметики состоит из производства косметических масс, сборочного производства и финальной упаковки. Самая важная и ответственная часть, конечно, производство самих косметических масс.

— Как идет реализация вашей продукции?

— Продажи продукции идут по разным каналам. Есть контрактные заказчики, которым мы поставляем продукцию под их торговыми марками, розничные торговые сети, региональные и федеральные дистрибьюторы, оптовые покупатели.

— Для чего и каким образом привлекали внешнее финансирование?

— На каком-то этапе развития бизнеса приходит понимание, что оборотных средств не хватает. Либо какой-то новый проект начинается, либо нужно купить недвижимость, либо что-то нужно построить, реконструировать. Мы не сразу начали привлекать финансирование банков, впервые обратились в банки за финансированием около лет 15 назад, и надо сказать, довольно успешно. С тех пор постоянно пользуемся финансированием со стороны разных банков. Начинали мы с банком «Юникредит» и «Сбербанком». А на сегодняшний день нашими банками-партнерами является номер один – это ВТБ, номер два – это «Райфайзенбанк», и номер три – это «Альфа-банк». Каждый из них предлагает свой уникальный конкурентный банковский продукт, который нам удобен и выгоден.

Уже несколько раз в нашей истории, мы пользовались поручительствами Московского гарантийного фонда. Без них мы просто не смогли бы получить кредиты, это было очень ценно для нас. Для чего нужно поручительство фонда? Для получения финансирования часто своих залогов не хватает, потому что банки по-своему оценивают наши залоги, как правило, с коэффициентом 0,5–0,6 от рыночной цены, а иногда и ниже. И когда у компании не хватает своего залога по кредиту, фонд приходит на помощь. Это, на самом деле, очень удобно.

В 2023 году с помощью банка ВТБ и при поддержке Московского гарантийного фонда мы получили длинный инвестиционный кредит с льготной ставкой, который мы уже используем для строительства на нашей территории производственного здания площадью около тысячи квадратных метров.

Льготное финансирование в любом случае идет через банки, поэтому очень важно, когда банки сами нас своевременно информируют о той или иной программе. Когда нам что-то предлагают финансирование по льготным ставкам по программам государственной поддержки, нет смысла от этого отказываться. Честно говоря, мы стараемся любое финансирование привлекать при господдержке, но, конечно, не всегда такое возможно.

По поводу кредитования со стороны банков скажу, что всё приходит с опытом. Вначале это сложно. Нужно понимать интересы банков, как они работают с заемщиками, что им требуется. После второго, третьего, четвертого кредита всё становится значительно проще. А дальше формируются партнёрские отношения с банками. Сегодня банки уже хорошо знают наш бизнес, а мы хорошо понимаем возможности банков: где и как они могут нам быть полезны.

— Какой еще государственной поддержкой пользовались?

— Мы пользовались неоднократно услугами Российского экспортного центра (РЭЦ). Там получали финансирование для участия в международных выставках, финансирование каких-то частей экспорта. Это довольно важная часть нашей работы. Без этого мы вряд ли смогли бы столь успешно развиваться.

— Каков опыт компании «Октопас» в экспорте?

— В какой-то момент созрела мысль, что вообще надо не только заниматься внутренним рынком, но и поставлять в другие страны. Мы сделали специально для продажи на экспорт марку «Elian». И у нас это получилось, но, к сожалению, старт ее пришелся на ковидную пандемию и локдаун, а потом политическая ситуация изменилась в худшую сторону. Тем не менее, у нас есть экспортные покупатели. Несмотря на трудности, мы продолжаем участвовать в международных выставках и работать в этом направлении.

Сейчас мы поставляем нашу продукцию в Ирак, Узбекистан, Киргизстан, Казахстан, Белоруссию. Видим хорошие перспективы в дальнейшем развитии экспорта.

— Расскажите о вашем коллективе, кто работает в компании?

— На мой взгляд, задача руководителя состоит прежде всего в привлечении сотрудников высокого уровня и налаживании командной работы. У нас работают замечательные люди. Вообще весь бизнес создается командой, а не владельцем или директором. На нашем производстве работает порядка 80 человек. Коллектив очень стабильный. Практически никто не уходит от нас. Но, скажу, что с наймом новых людей сейчас сложно и тяжело. В управлении бизнесом, в закупках, в маркетинге, в продажах, в бюджетировании, в бухгалтерии, еще порядка 30 человек у нас работает.

— Ваши советы и рекомендации тем, кто начинает бизнес?

— Я считаю, что, с одной стороны, не нужно бояться заниматься бизнесом, но с другой стороны, необходимо понимать, что не каждому это по плечу. Большинству. все-таки, лучше и надежней работать по найму, но при наличии амбиций, энергии, веры в себя есть смысл рискнуть. В любом бизнесе бывают как удачные, так и не удачные проекты и периоды. У меня тоже были далеко не все успешные. На сегодняшний день, я думаю, бизнес-опыт лучше получать, начиная с работы в каком-то действующем бизнесе, где можно учиться пониманию рынка, структуры бизнеса и бизнес-процессов. С нуля научиться всему довольно сложно, хотя бывают и исключения из правила.

Бизнес всегда должен быть ориентирован на продажу товаров или услуг. Для успешных продаж необходимо понимание рынка, знания в области маркетинга, логистики, поведения потребителя. А понимание рынка приходит тогда, когда в этом рынке находишься. Чтобы бизнес успешно работал, услуги либо товары, которые он поставляет на рынок, должны быть востребованы, на них должен быть спрос, они должны быть конкурентоспособны. Если вы достигли успеха в продажах, то, скорее всего, у вас получится и с производственным бизнесом, так как у вас есть понимание что производить, какого качества, где и по какой цене продавать.

Мы делаем продукцию для косметических сетей разного формата: премиум уровня, региональными и федеральными сетями, интернет-площадками. Мы разрабатываем и производим именно ту продукцию, которая им нужна. Но при этом, естественно, мы думаем о потребителях, потому что функциональные свойства каждого косметического продукта должны быть на высоком уровне, иначе он просто не будет продаваться.

Добавлю еще, что для производственного бизнеса важно терпение и постепенность. Лучше небольшой рост и постепенное движение вперед, чем кавалерийский наскок без должной подготовки и опыта. Сделать большие инвестиции в производство не очень сложно, особенно если есть средства, в то же время это рискованно, так как вернуть инвестиции будет не просто. Для больших производственных инновационных проектов справедливо то, что, либо они сразу взлетают и дальше летят долго и надежно, либо не взлетают вообще.

Источник: Пресс-служба ФСКМБМ


Вернуться к списку историй