По всем вопросам:  +7 (495) 967-19-49
Вернуться к списку историй
Равелин – Реставрационная компания
https://ravelin.ru/

Интервью с учредителем и генеральным директором ООО «Равелин» Вадимом Линником (май 2021)

— Как начинался бизнес в сфере реставрационных работ?

Компания ООО «Равелин» была создана мной в 2005 году как результат моего желания расти, развиваться самому и развивать собравшийся на тот момент коллектив единомышленников. В первое время пришлось набить много шишек. Путь был сложный, но интересный.

Понятно, что на начальном пути мы не могли себе позволить что-то крупное, брались за маленькие подрядные работы. Мы учились, создавали остов своего коллектива. Начинали фактически вообще с нуля, у нас был тогда крошечный офис из двух комнат, один старенький грузовичок Hyundai Porter, на котором я по нашим объектам возил стройматериалы, стремянку. Мы заходили на объект, брали какой-то отдельный вид работ на памятниках, это были краткосрочные контракты, отдельные этапы работ, например, отреставрировать крышу, отреставрировать стену, фасад или входную группу. Компания «Равелин» в принципе с такими задачами достойно справлялась.

— Что сегодня представляет собой «Равелин»?

В последние 10 лет наша компания показала высокие темпы развития, достаточно эффективна и занимает достойное место на реставрационном рынке нашей страны.

Всегда нашими заказчиками выступал бюджет. Сначала это были маленькие прямые контракты. Сейчас мы уже, конечно, выросли до того, что мы берем объекты под ключ.

Теперь это уже другой уровень бизнеса: центральный офис в Москве и еще два офиса в субъектах РФ. За прошедшие годы создали серьезное проектное бюро у себя в компании, имеем большую материально-техническую базу, полный штат специалистов разных профессий. У нас есть все, что необходимо, чтобы реализовывать крупные проекты: большое количество собственной тяжелой и средней техники, люди, ресурсы, материалы, коммерческий транспорт.

На каждом из этапов работ - проектирование, строительство, экспертиза, сдача объекта в эксплуатацию - у нас есть свой собственный штат специалистов, экспертов, которые прошли определенное обучение, аттестации в соответствии с законодательством.

Наша организация обладает лицензиями и свидетельствами, необходимыми для проведения работ по сохранению памятников истории и культуры в соответствии с действующим законодательством: лицензии Министерства Культуры, ФСБ, МЧС Российской Федерации, членство СРО на производственные и проектные работы

Учитывая все вышесказанное, теперь стараемся брать объекты с нуля, где только принято решение о восстановлении и реставрации. А мы, выиграв тендер, уже доводим объект до сдачи в эксплуатацию.

— Как выглядит реставрационный рынок? Каковы особенности ведения бизнеса на нем?

Рынок реставрационных работ достаточно узкий. Его объем в денежном выражении оценить сложно. Практически 100% заказов размещают на рынке государственные заказчики: средства федерального бюджета (министерства, ведомства), а также бюджеты субъектов.

Централизация реставрационного рынка очень высока – в первую очередь - это Москва и Санкт-Петербург. Именно здесь находится наибольшее в стране количество объектов культурного наследия, здесь традиционно развито реставрационное дело, поэтому именно здесь и сосредоточены реставрационные компании. Серьезных, крупных игроков на нашем рынке не более пятидесяти компаний по всей стране, в основном они в двух столицах. Остальные - это уже игроки малого звена, которые занимают нишу в небольших подрядах, участвуют в качестве субподрядных организаций.

— Как работаете с объектами и заказчиками?

Основными заказчиками работ являются Минкультуры России (ФГКУ «ДСРиР», ФГКУ «СЗД», федеральные музеи); Минобороны России (АО «ГУОВ), заказчики субъектов РФ.

География расположения объектов широка: города Москва и Севастополь, Вологодская, Тверская, Курганская, Свердловская, Смоленская, Московская, Рязанская, Саратовская, Кемеровская, Ярославская, Оренбургская области, Республика Чувашия, Марий Эл, Башкортостан.

В настоящее время наше взаимодействие с заказчиком начинается ещё задолго до начала работ. Мы берём объекты под ключ, этот комплексный подход. Начинаем с технического задания, с проектирования, разрабатываем документацию, проходим все необходимые согласования, сопровождаем заключения и экспертизы. Затем уже осуществляем производство самих работ под ключ, реализуем проект в натуре, включая реставрацию, инженерное обеспечение.

— Как формируете штат сотрудников?

Коллектив - это не просто команда, это, наверное, всё и в нашем бизнесе, и, наверное, в любом другом. Коллектив, команда – это самый важный момент, на который я и вообще руководство нашей компании всегда обращают внимание. В настоящее время у нас более 100 человек в штате, и с каждым годом число сотрудников наращиваем и наращиваем. Я всегда непосредственно сам участвую в этом процессе подбора кадров. Мне очень важно подбирать высоко квалифицированных сотрудников. Причём в нашем бизнесе это сотрудники совершенно разных направлений: проектировщики, архитекторы, прорабы, рабочие. От способностей, опыта, работы каждого из них зависит общий результат. Ведь особенность нашей специфики еще в том, что нашу работу принимает не только заказчик, но и ей дают оценку обычные граждане, которые завтра посетят отреставрированные и благоустроенные нами объекты.

— Приведите примеры объектов, на которых выполняете реставрационные работы?

На самом деле, наверное, два вида стандартных объектов, на которых мы работаем. Первая группа - это объекты культового назначения - церкви, монастыри. Здесь у нас за плечами очень большой опыт реставрации, причем в совершенно разных регионах. Так, в настоящее время на севере продолжаются работы по объектам в Вологодской области: ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря. Это федеральный музей, очень серьезный и интересный объект. В Твери и Тверской области очень много церквей, монастырей, которые открыты полностью после реставрации и рук наших специалистов, и принимает прихожан. Мы реставрировали множество церквей и монастырей на Урале - в Курганской области, Оренбургской области, в Поволжье.

А второе направление – это объекты культурного наследия гражданского назначения. Мы реставрируем музеи, галереи, цирки, филармонии, учреждения культуры. Сложилась такая практика в России, что часто в памятниках истории, культуры в гражданских памятниках располагаются учреждения культуры. За период работы мы накопили очень большой опыт и в проектировании, и в реставрации таких объектов. Опять же в Твери, за нашими плечами успешно разработанный и реализованный проект - Императорский путевой дворец. В процессе завершения работ филармония в Башкирии.

Совсем недавно реализовали интересный проект, как и с точки зрения проектирования, так и с точки зрения производства - здание цирка, памятник в Саратове, где стояла задача откорректировать проектную документацию, сохранить этот памятник, но при этом насытить его всем современным техническим оборудованием и сделать так, чтобы одновременно более полутора тысяч людей могли там безопасно и комфортно находиться.

— Какие примеры ваших работ вы можете привести в столице?

У нас сейчас очень интересный объект в Москве, в ближайшее время работы по нему будут завершены - это особняк Бахрушина, уникальный памятник, с очень интересной архитектурой и снаружи, и внутри. Я уверен, это будет потрясающий реализованный проект.

— Какой отреставрированный проект ваша особая гордость?

Нам досталась уникальная возможность проектировать и выполнить работы на местности в городе-герое Севастополе – это визитная карточка, мемориальный комплекс «Сапун-гора». Накануне 9 мая 2021 года работы находятся на завершающем этапе, в преддверии Дня Победы об этом особенно приятно говорить, что мы успешно справляемся с этой задачей реставрации этого комплекса, который посвящен защитникам Севастополя во время Великой Отечественной войны.

— С какими трудностями вы сталкиваетесь?

Главные трудности в нашем деле всегда - это деньги и сроки. Все остальное - это просто технические моменты. По срокам боремся всегда, ведь заказчику хочется получить качественный продукт, но за максимально короткий период времени. Поэтому здесь постоянно находимся в поиске компромиссов. А по поводу денег могу сказать, что невероятный рывок в развитии мы получили, после того, как начали работать с финансовыми структурами. Так что благодарны Московскому гарантийному фонду и банкам, которые с фондом работают.

— Какие средства привлекали? Почему понадобилось дополнительное финансирование?

Когда только начинали работать, то использовали первоначально, конечно, какие-то собственные небольшие оборотные средства. Но разве возможно развитие без стороннего финансирования? Да, оно необходимо. Поэтому и было принято решение попробовать использовать кредитные инструменты.

Нашу кредитную историю мы начинали со Сбербанком России, где проанализировали нашу историю, состояние, положение, менеджеры грамотно подсказали, как надо правильно готовиться к кредитованию. Тогда мы выяснили, что один из важнейших моментов в оформлении кредита - это залог. Мы не располагали собственными залоговыми ресурсами, чтобы получить кредиты. И, кредитор рекомендовал обратиться за поручительством в Московский гарантийный фонд, что мы и сделали.

С того момента уже на протяжении нескольких лет, мы сотрудничаем с фондом и это сотрудничество вызывает у меня только положительные эмоции. Искренне говорю: «Огромное спасибо за эту программу поддержки». В настоящее время работа по кредитованию уже идёт через Промсвязьбанк. В какой-то момент за счет кредитов мы стали достаточно сильно расти в оборотах. Из совсем маленьких выросли в средний бизнес. Сбербанк по каким-то причинам не смог в тот момент нам оперативно давать ту отдачу, на которую нам хотелось бы рассчитывать. Поэтому мы искали и попробовали кредитоваться через Промсвязьбанк, где нас приняли в общую семью. И вот мы уже на протяжении более двух лет с ними сотрудничаем и нас всё очень устраивает, поэтому мы и дальше рассчитываем на взаимный интерес.

— Каких успехов добились с момента привлечения дополнительного финансирования?

За период с 2016–2017 года, когда мы начали пользоваться кредитными продуктами, в том числе с привлечением Московского гарантийного фонда, к 2021 году у компании «Равелин» выручка выросла более, чем в 4 раза. Без кредитования мы вряд ли смогли совершить подобный скачок.

Даже в пандемию, когда ряд игроков ушли с нашего рынка, мы продолжали развиваться и наращивали обороты, благодаря привлеченному финансированию продолжали в полном объеме работы на всех наших объектах.

— Какими еще инструментами поддержки пользовались?

Когда приобретаем в лизинг автомобили «Газели», то пользуемся льготными условиями в рамках соответствующей госпрограммы.

— Что пожелаете начинающим предпринимателям?

Начинающим бизнесменам, хочу сказать первое: не бойтесь начинать свой бизнес, ничего страшного в этом нет. Но не надо рваться и пытаться максимально быстро преодолеть какие-то придуманные планки за 1–2 года, гнаться за невероятным ростом. Мой опыт подсказывает, что следует двигаться постепенно, плавно. Но, крайне важно, изначально строить бизнес правильно во всех смыслах этого слова, в том числе и с точки зрения бухгалтерии и финансирования. Как показывает практика, если вы хотите поступательно развиваться, то неизбежно на определенном этапе бизнеса придется обращаться к кредитным продуктам. Работайте и достигнете успеха.



Вернуться к списку историй