По всем вопросам:  +7 (495) 967-19-49
Вернуться к списку новостей

Форум VERSOUS 2023: Франшизы, финансирование, господдержка в текущей реальности для МСП

Одна из главных сессий деловой программы Форума VERSOUS 2023 была посвящена анализу рынка франшиз, обсуждению каналов привлечения финансирования, в том числе инструментам с государственной поддержкой. Модератором заседания выступила организатор Форума VERSOUS, признанный эксперт в сфере франчайзинга Екатерина Сойак, глава компании EMTG, которая сообщила о состоянии и ключевых трендах франчайзинга в России.

Главное событие в российском франчайзинге – Международный форум и бизнес-маркет для предпринимателей VerSous2023, состоялся 21 — 23 марта 2023, ЦВК «Экспоцентр», павильон №1.

Сегодня на рынке франшиз преобладают концепции из сегмента услуг. На них пришлось 40,1% открытий из всех запущенных по франшизам точек в 2022 году. На втором месте ретейл - 32,7%, 27,2% - у компаний, работающих в сфере общественного питания. По инвестициям больше всего открывалось предприятий с вложениями до 1,5 млн рублей (58,6%).

В среднем бизнес, открытый по франшизе, окупается за 16 месяцев. Быстрее всего возвращаются инвестиции от недорогих концепций в услугах и общепите. Что касается динамики открытий и закрытий, бодрее всего открывались франшизы с инвестициями до 1,5 млн. Но так же бодро они и закрывались, при этом важный факт, что были повторные открытия и появились, так называемые, "кустовые франчайзи". Это партнеры, которые запустили по франшизе больше одной точки, т.к. увидели положительные показатели от первой. Исследование EMTG показало, что больше всего повторных открытий было у компаний из сферы услуг (1041 за год). Большой вклад в это сделал стремительный рост лабораторных сетей, которые активно продавали франшизы во время и после пандемии.

Развитие франчайзинговой сети и рост франчайзи возможен при условии достаточного финансирования. Традиционно в этой области предприниматели начинают с вложения собственных средств, привлекают деньги родственников и друзей. Возможно ли использовать банковское кредитование под такие проекты и в каких случаях. Ведь банковский кредит, особенно, если он еще и с льготной ставкой – один из наиболее дешевых источников финансирования. Однако, для кредитования банки, как правило, требуют обеспечение, залог. В таком случае, плечо может подставить гарантийный фонд.

Об этой программе гарантийной господдержки сообщил собравшимся Антон Купринов, исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, автор telegram-канала «Купринов на связи», где раскрывает особенности финпродуктов для МСП. Фонд покрывает поручительством до 70% кредита. Он обратил внимание на нерешенность проблемы с тем, что франчайзер не готов делить риск с франчайзи, и также за него поручиться. В тех случаях, когда у предпринимателя есть действующий бизнес, доходы которого позволят принять долговую нагрузку по новому направлению в том числе и по франшизе, то такая схема работает. И Фонд участвовал и поручался по сделкам, где предприниматели получали кредит на действующую компанию и по франшизе открывали пиццерии, магазины, пункты сбора медицинских анализов, клиники и другие бизнесы. Всего за 2022 год с поддержкой Фонда предприниматели Москвы привлекли 50 млрд рублей, для сравнения годом ранее 33 млрд рублей. На рынке кредитования МСП продолжается рост, банки охотно кредитуют этот сегмент.

Елена Гусева, старший руководитель исследовательских проектов Аналитического центра НАФИ выступила с докладом об адаптации российских предпринимателей к новой реальности. Она обратила внимание продавцов франшизы на быстрорастущие группы среди предпринимателей - молодежь и женщин. По данным ФНС доля женщин-предпринимателей составляет более 40% от общего числа субъектов МСП в стране. Более чем две трети (71%) молодых россиян задумывались о том, чтобы открыть своё дело, а 28% рассматривали этот вопрос очень серьёзно, продумывая те или иные детали. Самая популярная модель бизнеса в глазах молодёжи – классическое предпринимательство. 43% потенциальных предпринимателей хотели бы открыть онлайн или офлайн магазин, кафе, ресторан или другое предприятие, оказывающее коммерческие услуги. Чаще всего именно такой бизнес можно купить по франшизе.

Источник: ФСКМБМ 

Вернуться к списку новостей